NOVA24 LIVE
В Кыргызстане запретят ввозить, продавать и курить электронные сигареты

Не бойтесь либерализации цен, — эксперт о повышении стоимости хлеба

Выяснились принципы ценообразования и влияние государства в этом процессе.

Не бойтесь либерализации цен, — эксперт о повышении стоимости хлеба

В Узбекистане за сутки цена буханки хлеба взлетела до 2 800 сумов, что двояко восприняли в обществе. Принципы, по которым растут цены, и какое отношение к этому имеет государство, раскрыли в статье Bugun.

Когда государство не вмешивается в ценообразование, стоимость того или иного продукта зависит от спроса и предложения.

31 мая Шавкат Мирзиёев заявил, что продовольственные ограничения и рост цен в мире усиливаются день ото дня. На мировых рынках цены на пшеницу выросли на 50%, растительное масло — на 33%, сахар — на 14% и масло — на 47%. Таким образом, рост цен на продукты питания — это процесс, наблюдаемый не только в Узбекистане, но и во всем мире.

Кроме того, до 1 января 2023 года от таможенных пошлин освободили 22 вида потребительских и продовольственных товаров. При этом целесообразно на неопределенный срок освобождать от пошлин не только продукты питания, но и любые виды товаров.

Какое влияние имеет государство на ценообразование прояснил директор департамента Министерства финансов Тулкин Мирзаев.

По его словам, только на муку и хлеб государство устанавливает цены. Эту практику отменят с 1 июня. Следовательно, цена на продукцию будет меняться после того, как муку станут продавать на бирже.

Теперь государство начинает воздействовать на рынок через экономические механизмы. Однако, если цены будут повышаться необоснованно, то против такого роста будут принимать соответствующие меры. В зависимости от потребностей, при дефиците муки на рынке будут производить дополнительную продукцию, — отметил эксперт.

Таким образом, государство больше не хочет влиять на рынок, увеличивая предложения и борясь с теми, кто необоснованно поднимает цены.

Экономист Миркомил Холбоев также прокомментировал точность ценообразования, отметив, что государственный контроль над ценами — это всегда плохо.

Мы видели это на нашем собственном примере, от энергетических ресурсов до продуктов питания. Проблема хлеба такая же, как и проблема электричества. Поэтому считаю снятие контроля над ценами на 100% правильным. Если мы хотим защитить наиболее уязвимые слои населения, целесообразно оказывать им прямую финансовую помощь. Целесообразно охватить социальной защитой 10-15% населения. Поэтому нынешнее изменение нельзя назвать плохим. Не бойтесь либерализации цен. Нельзя забывать и о социальной защите. Потому что есть люди, которые действительно нуждаются в социальной защите, — сказал Миркомил Холбоев.

Отмечается, что фактически процесс либерализации цен на зерно, муку и хлеб в Узбекистане начался в 2017 году. Ранее для обеспечения потребности населения в мучных изделиях государство имело механизм закупки зерна у фермеров по низким ценам, а на основании ежемесячной сводки Кабинета Министров местная пшеничная мука реализовывалась производителям кондитерских изделий через закрытые биржи.

В результате экономические потери фермеров и зерновых предприятий привели к их неспособности улучшить свою материально-техническую базу, снижению стимулов к повышению производительности труда. Кроме того, вопрос выполнения «плана» решен на уровне государственной политики, иначе будут различные угрозы. Кроме того, создание систем ценообразования для обеспечения дешевого продукта также является созданием нового очага коррупции.

С 15 октября 2019 года решением Кабинета Министров мука пшеничная, принятая за государственные ресурсы, реализовывалась всем потребителям на открытых биржевых торгах без каких-либо ограничений. Другими словами, цену на пшеницу разблокировали, а фиксированная цена, установленная государством, больше не действовала.

В целях формирования свободного рынка в этой сфере в 2017-2019 годах в 2,6 раза увеличили государственную закупочную цена пшеницы. К 2019 году цены госзакупок даже превысили рыночные. Таким образом, правительство закупало пшеницу в среднем по 1,42 миллиона сумов за тонну, тогда как в июне-августе 2019 года цена на рынках Узбекистана была в районе 1,3-1,4 миллиона сумов.

А с 15 октября 2019 года мука, полученная в результате переработки закупаемой государством пшеницы, продавалась всем потребителям на открытых биржевых торгах без каких-либо ограничений. За первые полгода после нововведения на биржевых торгах реализовали 846 тысяч тонн пшеницы, что составило 53% годового производства муки в стране — 1,6 миллион тонн.

Несмотря на вышеуказанные изменения, резкого роста цен на муку на биржевых торгах в этот период не было: 1 тонна муки реализовывалась в среднем за 2 миллиона 415 тысяч сумов при средней стартовой цене около 2 миллионов 185 тысяч сумов. С другой стороны, либерализация цен на зерно усилила стремление фермеров к повышению производительности и валового сбора.

По данным Минсельхоза, средняя урожайность в 2017-2019 годах также выросла. Свободная продажа мучных изделий усилила конкуренцию между производителями. Предприятия приступили к работе над улучшением качества муки и снижением ее себестоимости, чтобы не «отдать» рынок. Вырос спрос на доставку продукции, упаковку и другие услуги покупателям.

Правительство также предприняло ряд мер для смягчения негативного воздействия либерализации цен на муку для малоимущих. В частности, на фоне либерализации цен на муку и формовой хлеб ввели компенсации более 3 миллионам человек по 10 категориям, нуждающимся в социальной защите.

Но, как и в других отраслях, пандемия коронавируса внесла изменения в этом направлении. С 16 апреля 2020 года приостановили ​​продажу мучных изделий на бирже, розничную цену 1 кг муки 1 сорта установили ​​на уровне 2800 сумов, а розничную цена формованного хлеба установили в размере 1600 сумов.

В целях поддержания цен государство закупило 1 тонну пшеницы урожая 2020 года на 1 миллион 550 тысяч сумов, что на 350-400 тысяч сумов ниже рыночной цены. Это решение, в свою очередь, негативно сказалось на финансовом положении фермерских хозяйств, зерновых предприятий и хлебозаводов.

Для решения этой проблемы производителям муки из государственного бюджета компенсировали около 100 миллиардов сумов в год. Цены, зарегистрированные в соответствии с этой практикой, также сохранили для урожая 2021 года. На этот раз с учетом потерь аграриев им выделили 800 миллиардов сумов. Цель компенсации из бюджета заключалась в том, чтобы нуждающееся в социальной защите население могло полностью удовлетворить потребность в хлебе в период пандемии.

Хотя фиксация цен в начале пандемии обеспечивала определенную стабильность цен, позже цены на муку на рынке стали расти. Несмотря на то, что цена на муку фиксированная, на практике большая часть дешевой муки реализуется по рыночным ценам. Другими словами, финансируемая из бюджета дешевая мука фактически не «превращалась» в хлеб, а продавалась по высокой цене на рынке вместе с другими импортными товарами. В конце концов, рыночный спрос и предложение автоматически позволяли цене расти.

По состоянию на 25 ноября 2021 года розничная цена 1 кг муки 1 сорта составляла 2800 сумов, но в регионах колебалась от 4050 сумов до 5400 сумов. Также в регионах, кроме столицы, 600-граммовые буханки хлеба стали продавать по цене от 1700 до 2600 сумов.

То есть это логичное решение отказаться от ценовой политики. Другой аспект заключается в том, что прямая финансовая поддержка малообеспеченных слоев населения обходится дешевле как по трансакционным издержкам, так и по предотвращению коррупции, нежели предоставление муки по льготным ценам для снабжения предприятий дешевым хлебом.

При этом, есть два ответа на вопрос, почему же выросли цены: первая причина очевидна, рост цен на продукты питания во всем мире из-за конфликта России и Украины и некоторых других факторов. Вторая причина может заключаться в том, что есть люди, которые покупают большое количество товаров на рынках и намеренно хотят продать их по более высокой цене после подъема цен.

Эти опасения подтверждаются и тем, что усиливаются полномочия Антимонопольного комитета в случаях необоснованного повышения рыночных цен, нарушения конкуренции, воспрепятствования входу на рынок.

Напомним, что Антимонопольный комитет прокомментировал взлетевшие цены на хлеб.

В других СМИ