В редакцию NOVA24 поступила жалоба от жителя Ташкента, который стал жертвой частной кассы, расположенной в паспортном столе Мирзо-Улугбекского района.

Гражданин рассказал, что пришел в паспортный стол за оформлением документов, получение которых возможно после оплаты госпошлины. Подав заявку, он решил оплатить по квитанции в здании госучреждения, в котором заманчиво располагалась частная касса.

Работники кассы без предупреждения о размере комиссионных сняли с карты потребителя свои законные 3,5%, после чего сумма оплаты увеличилась почти на 12 000 сумов. Кроме того, сумма по квитанции с учетом услуг кассы составила 335 340 сумов, но кассир решила не мелочиться и сняла с карты 336 000 сумов. Это по праву дало работнику статус вора унизительно мелкого масштаба.

«Хлебное место» или как ташкентцев «обдирала» частная касса в здании паспортного стола

Отметим, что согласно Закону Республики Узбекистан О защите прав потребителей (статья 6), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах), в частности информацию о стоимости услуг.

Корреспондент NOVA24 обратился к пресс-секретарю МВД Узбекистана Шохруху Гиясову, чтобы понять, почему в этом паспортном столе граждане платят по таким условиям.

Это частная касса, там работают предприниматели. По закону мы не имеем права вмешиваться в их деятельность и регулировать стоимость их услуг, — отметил Шохрух Гиясов.

Пресс-секретарь Центробанка Акмаль Назаров также прокомментировал стиль такого подхода к работе.

Мы также пытались разобраться в вопросах работы касс в паспортных столах. Однако, в этом случае, это не банк, а Payment system и Центробанк не может регулировать работу предпринимателей, — заявил он.

Также отметим, что корреспондент NOVA24 обратился с заявлением по данному вопросу в Агентство по защите прав потребителей, что, в свою очередь, принесло плоды. Через несколько недель после произошедшего инцидента руководитель компании связался с потребителем и принес свои извинения. Он также поинтересовался, как может возместить причиненный ущерб и какие есть пожелания по улучшению рабочего процесса.

Потребитель попросил для удобства граждан развесить таблички с необходимой информацией о стоимости услуг, графике работы, а также о том, в каком окне какие способы оплаты принимаются. Предприниматель исполнил законные требования потребителя в кратчайшие сроки.

«Хлебное место» или как ташкентцев «обдирала» частная касса в здании паспортного стола
Фото от 21 октября 2021 года

После этого кассир также связалась с потребителем, принесла свои извинения и вернула украденные 660 сумов, округлив сумму возврата на сей раз также до 1000, но в пользу потребителя. Свою ошибку девушка оправдала большим потоком клиентов.

Начальник паспортного стола в беседе с NOVA24 рассказал, как эта компания появилась в здании госоргана.

Эта компания выиграла тендер, поэтому начала свою деятельность в этом здании. Районный паспортный стол самостоятельно не определяет, какая касса будет работать в его помещении, победителей тендера распределяет вышестоящий орган, — пояснил он.

По словам руководителя кассы, предприятие начало свою деятельность с 18 августа 2021 года. При этом на фотографиях, которые находятся в распоряжении редакции, четко видно, что прейскуранта на кассе не было. Напомним, что он появился после того, как NOVA24 направила жалобу в Агентство по защите прав потребителей и руководитель кассы связался с пострадавшим.

На вопрос, почему касса работала в таком режиме и не извещала о стоимости услуг, начальник паспортного стола настойчиво утвердил, что прейскурант был всегда.

Там имеется прейскурант, и появился там не две недели назад, как вы говорите. Кроме того, там есть вывеска, что граждане не обязаны платить за услуги именно в этой кассе. Мы всегда говорим гражданам, что они могут воспользоваться любыми способами оплаты, включая Payme или CLICK. И это предприниматели, мы не в праве регулировать стоимость их услуг и вмешиваться в их деятельность, — сказал начальник паспортного стола.

«Хлебное место» или как ташкентцев «обдирала» частная касса в здании паспортного стола
Фото от 6 октября 2021 года

Кроме того, представитель кассы, подтвердил в разговоре, что табличек о цене действительно не было, подчеркнув, что повесить их справедливое требование.

Нашим сотрудницам поручено извещать потребителей о стоимости услуг, они говорят об этом устно. Извините, что вас об этом не предупредили. Ваше предложение справедливо, мы обязательно повесим таблички для удобства граждан, — сказал он.

«Хлебное место» или как ташкентцев «обдирала» частная касса в здании паспортного стола

Корреспондент NOVA24 также решил выяснить, какие ставки в местных банках за оплату подобных услуг. Оказалось, что практически во всех организациях комиссия составляет 0,5%, что в 7 раз дешевле, чем в этой кассе. Но невольно возникает вопрос, как узбекистанцу оплатить госуслуги и не переплачивать кому-то за помощь выполнить этот гражданский долг.

Мы работаем с банками, они коммерческие организации и устанавливают свои ставки, поэтому граждане платят проценты при оплате госпошлины. На данный момент Агентство не рассматривало вопрос организации государственных касс, которые бы не взимали комиссионные, — рассказал сотрудник Агентства госуслуг.

Представитель Центрального банка Акмаль Назаров подчеркнул, что в настоящее время оплата госпошлины проводится только через коммерческие банки и платежные системы, которые как предприниматели законно устанавливают цены за свои услуги. Однако граждане могут только в единственном случае заплатить без комиссионных: если, например, в паспортном столе договорятся с банком самостоятельно оплачивать их услуги.