NOVA24 LIVE
Глава Минкульта Узбекистана стал народным артистом Кыргызстана

Что такое внешний долг Узбекистана?

Агентство стратегических реформ рассказало о положительных аспектах.

Что такое внешний долг Узбекистана?
Фото: Ситуативное

Агентство стратегических реформ объяснило, что такое внешний долг Узбекистана и особенности его управления.

Основные понятия

Согласно информации, под понятием внешний государственный долг подразумевается государственный и гарантированный государством (ГГГ) долг. В последние 6 лет в Узбекистане наблюдалось ускорение темпов роста внешнего долга. Если на конец 2016 года внешний ГГГ 8% от ВВП, то по состоянию на 1 октября 2022 года он уже составлял 30,14% от ВВП или 23,16 млрд долларов. Из этой суммы 17,0 млрд долларов это долг, привлеченный от имени Узбекистана, а 6,16 млрд долларов США – это гарантированный государством внешний долг.

При анализе этих показателей необходимо принимать во внимание:

  • в 2017 году обменный курс национальной валюты снизился практически вдвое и размер ВВП, исчисляемый в сумах и переводимый в доллары, существенно «уменьшился». Только в результате этого фактора соотношение показателя внешнего долга к ВВП увеличилось на 6 процентных пунктов;
  • в результате воздействия Covid-19 и постковидных факторов дефицит госбюджета в 2022 году составил 4% от ВВП, что по оценке МВФ, привело к изменению соотношения внешнего долга к ВВП еще на 9 процентных пунктов. Развитие событий в ковидный и постковидный период во многих странах мира привел к росту внешнего долга;
  • и только на оставшуюся долю роста приходится собственно увеличение потоков, приводящих к росту внешнего долга. Это, прежде всего, вызвано выходом страны и государственных предприятий на внешний рынок заимствований, реализацией крупных проектов по модернизации энергетической и логистической инфраструктуры.

Из полученного прироста внешнего долга относительно показателей ВВП за эти 6 лет в размере 29,7% только 14,7 процентных пунктов можно отнести к собственно факторам, непосредственно приводящим к росту удельного значения внешнего долга к ВВП. То есть именно этот 14,7%-ный прирост относительно уровня ВВП и является для показателем, на котором, собственно, должен строиться анализ, если говорить о росте внешнего долга.

Таким образом, само по себе наличие и рост внешнего долга страны не должно рассматриваться как нечто экстраординарное, — говорится в сообщении.

 

Баланс госбюджета

Основным источником госфинансирования социально-экономического развития страны является госбюджет, который в целом должен быть сбалансирован, т.е. доходы и расходы государственного бюджета должны быть примерно равны. Между тем, бюджет может не всегда быть сбалансирован­ным в силу многих причин:

  • государственный бюджет отражает в себе как рост экономического потенциала страны, так и рост качества и масштаба решаемых социально-экономических и политических задач. Даже, если темпы роста экономики будут низкими относительно темпов роста населения, государственные расходы, государственные расходы должны соответствовать новому количественному и качественному уровню жизни населения;
  • государство может столкнуться с обстоятельствами, когда повышенные затраты неизбежны (эпидемии, неотложные затраты на поддержание и развитие инфраструктуры, развитие социальной сферы), государственные доходы ограничены и возможности внутреннего перераспределения расходов невелики. Или же, наоборот, когда конъюнктурные доходы растут, государство увеличивает сбережения;
  • государство ставит перед собой цели ускоренного технического и экономического развития, исходя из конъюнктуры на международных финансово-товарных рынках, или других благоприятных факторов.

Именно поэтому все страны балансируют бюджет с учетом показателей расходной части: при положительном сальдо, накапливают золотовалютные резервы и создают иные финансовые фонды для решения задач социально-экономического развития в будущем и при отрицательным сальдо – при помощи задействования резервов (в том числе золотовалютных) и/или инструментов заимствования.

В условиях, когда внутренний финансовый рынок ограничен по своим масштабам, государства используют внешнее заимствование для финансирования приоритетных социально-экономических, инвестиционных проектов.

Особенность развивающейся экономики, подобной Узбекистану, в частности, в том, что масштабы реализации инфраструктурных проектов все время возрастают и государство должно иметь возможности их реализации в самые короткие сроки. Только на поддержание дорожной инфраструктуры ежегодно требуются средства в размере до 2 млрд долларов, что составляет примерно 9,7 % запланированного государственного бюджета страны на 2023 год.

Для решения таких масштабных задач в конкретные сроки у государства имеются 2 альтернативных решения: увеличивать налоги (а значит, подорвать стимулы развития экономики в будущем) или использовать инструменты государственных заимствований, с тем, чтобы создать условия для развития экономики за счет реализации инвестиционных проектов инфраструктуры.

Для налогоплательщиков

Для налогоплательщика важно понимать каковы размеры и динамика внешнего долга, чтобы иметь количественное представление об объемах финансовых обязательств страны, сопоставить их с темпами и объемами роста ВВП и государственных доходов. Далее важно понимать границы экономической приемлемости внешнего долга для страны. Важным фактором является эффективность использования привлекаемых ресурсов. Если каждый привлеченный доллар способствует приросту ВВП, который позволит оплатить не только сам долг, то все опасения в оправданности привлечения внешнего финансирования напрасны.

В течение 2022 года за счет средств внешнего долга, в частности, профинансировали важные инфраструктурные проекты: реконструкция автомобильных дорог с общей протяженностью 269 км, строительство 243 км водоводов питьевой воды, и 83,8 км оросительной воды, 15 пунктов распределения питьевой воды, реконструкция 817 та гидротехнических сооружений.

Это лишь малая часть примеров использова­ния средств заимствования на проекты инфраструктуры, — отметили в агентстве.

Положительные аспекты

Как отметили в Агентстве стратегических реформ, есть несколько хороших новостей относительно природы и динамики роста государственного внешнего долга.

Во-первых, пик прироста внешнего долга относительно ВВП пришелся на 2022 год и далее ожидается его плавное снижение.

Во-вторых, с 2021 года темпы роста государственного внешнего долга существенно снижаются, в частности за счет опережающего развития ВВП и погашения значительной части долга. Государственный внешний долг только с начала 2022 год уменьшился на 1,7% за счет погашения части ее в размере 823 млн долларов США;

Во-третьих, Узбекистан привлекает внешние средства на длительные сроки и у международнопризнанных финансовых институтов. Размер привлеченного портфеля внешнего долга Узбекистана от Международных финансовых организаций составляет 11,3 млрд долларов или 48,7% от общей суммы внешнего долга.

Эти кредиты являются долгосрочными, и, в отличие от относительно дорогого заимствования на рынке международного капитала, предоставляются Узбекистану по льготным процентным ставкам на длительные сроки – от 20 до 40 лет, — отметили в агентстве.

В-четвертых, примерно одна четвертая часть привлеченных средств использовали на цели покрытия дефицита государственного бюджета и три четверти использовали на финансирование инвестиционных проектов в энергетике (25%), транспорте (11%) и сельском хозяйстве (10%), в жилищном секторе (9%).

Иными словами, привлеченные деньги не тратятся на цели потребления, а на создание условий для расширенного воспроизводства в энергетике, транспортной системе и в сельском хозяйстве, — пояснили в агентстве.

В-пятых, привлекаемые ресурсы в качестве внешнего долга в основном выражены в долларах США (74,8%), что вполне соответствует структуре выручки от экспорта страны, которая также в основном формируется в долларах. Таким образом, дополнительный валютный риск при погашении долга не возникает

В-шестых, Узбекистан в 2020 году законодательно принял ограничения по привлечению внешнего долга. Теперь законами ограничивается не только предельный размер заимствований на каждый год, но и предельный уровень внешнего государственного долга (не более 60% от ВВП).

В-седьмых, по оценке МВФ риск возникновения в Узбекистане кризиса внешнего долга является низким, а способность обслуживать долг – высоким. Основные источники валютных доходов Узбекистана остаются стабильными: объемы экспорта растут, объем трансграничных переводов в страну растет, основные показатели текущего платежного баланса стабильные и нет угрозы дефолта.

Размеры внешнего долга и размер текущих обязательств по его обслуживанию могли бы вызывать у нас существенную тревогу, если текущий платежный счет страны формировался бы отрицательным. Однако, по данным Центрального банка Узбекистана текущий счёт платежей страны за 9 месяцев 2022 года сформировался положительным в размере 0,194 млрд долларов (отрицательное сальдо за 9 месяцев 2021 года было равно — 5,2 млрд долларов ). При этом, отрицательное сальдо (11 млрд долларов) торгового баланса (товары и услуги) полностью компенсировалось положительным сальдо первичных и вторичных доходов (11,2 млрд долларов), — говорится в сообщении.

Ранее сообщалось, что госдолг Узбекистана увеличился на сотни миллионов долларов.

В других СМИ