Без соцзащиты бедных узбекистанцев было бы на 40% больше, — ЦЭИР
Выяснилось количество нуждающихся в социальной помощи.
В Узбекистане декретные деньги будут выдаваться всем за счёт государства. Такая постановка задачи была инициирована лично Президентом страны на селекторном совещании по улучшению системы социальной защиты и поддержки престарелых, лиц с инвалидностью, воспитанников социальных учреждений и женщин.
Например, беременным женщинам предоставляется декретный отпуск и пособие на ребенка по достижении им 2-летнего возраста или дети с инвалидностью имеют право на получение пособий. Трудоспособные жители имеют право на получение пособий или пенсий по потере кормильца, инвалидности или малообеспеченности. При потере работы граждане могут обращаться за пособием по безработице, участвовать в общественных работах, курсах профессионального обучения. По достижении пожилого возраста люди получают пенсии или пособия по возрасту.
Теперь государство начнёт выплачивать часть «декретных» для занятых в частном секторе: с 1 сентября начнут выплачивать часть суммы пособий по беременности и родам женщинам, работающим в частном секторе. Для этого при Минфине создадут Фонд социального страхования, куда в этом году направят 170 млрд сумов. Следует отметить, что доля женщин в неформальном секторе оценивается в 57%.
Ранее президент принял «Национальную программу по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022 — 2026 годы».
Предоставление денежной помощи повышает общий доход в семье, что способствует снижению бедности. Согласно оценкам ЮНИСЕФ, программы соцзащиты снижают общий уровень бедности в Узбекистане на 39%, то есть при отсутствии системы социальной защиты количество людей, живущих в бедности, было бы намного больше. Кроме того, программы социальной защиты способствуют снижению неравенства доходов. В Узбекистане данный эффект составил 15%.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о положительном влиянии денежных пособий на развитие и благосостояние детей. Помимо предоставления дополнительных ресурсов для питания, здравоохранения и образования ребенка, детские пособия снижают стресс для родителей, связанный с обеспечением детей.
Помимо суммы пособия, регулярность и продолжительность социальных выплат имеют важное значение для долгосрочного и устойчивого положительного эффекта по улучшению благосостояния уязвимых слоев населения.
Предоставление денежной помощи повышает общий доход в семье, что способствует снижению бедности в стране. Государство должно обеспечить эффективность социальной политики, то есть оно должно выбрать среди населения самых нуждающихся и оказать им помощь в первую очередь.
По оценкам экспертов в Узбекистане насчитывается 2,2 миллиона человек, нуждающихся в социальной помощи. Накануне на совещании Шавкат Мирзиёев анонсировал меры поддержки престарелых, лиц с инвалидностью, воспитанников социальных учреждений и других.
Основной сильной стороной системы социальной защиты в нашей стране является наличие широкого спектра различных программ, охватывающих все жизненные циклы человека.
Если же размер пособия будет определяться на уровне выше оптимального, то государству сложно будет определить, кому действительно нужна помощь, а кому нет. И необходимо учитывать тот факт, что пособия выплачиваются за счет налоговых поступлений, и увеличение размера пособий может повлечь за собой повышение уровня налогов.
Расширение материальной поддержки и социальных услуг престарелым, пенсионерам, лицам с инвалидностью будут способствовать устойчивому улучшению благосостояния уязвимых слоев населения и снижению бедности в Узбекистане.
Социальная защита тесно связана со снижением бедности. Во многом программы социальной защиты и программы по сокращению бедности полностью совпадают. Программы содействия занятости также являются составной частью системы социальной защиты. Эффективные меры по снижению бедности возможны только при наличии сильной системы социальной защиты, и борьба с бедностью должна начинаться с построения сильной системы социальной защиты.
В мировой практике можно выделить два подхода при предоставлении социальной помощи: универсальный подход, когда помощь предоставляется каждому жителю страны; адресный подход, когда помощь направляется только наиболее нуждающимся.
Страны с высоким уровнем доходов предоставили универсальные выплаты каждому взрослому жителю (США, Сингапур, Гонконг, Япония) или всем детям (Исландия). Основной упор делается не на определение наиболее нуждающихся, а на обеспечение широкого охвата.
Большинство же стран с низким или средним уровнем доходов предпочли адресный подход (Индия, Малави, Нигерия, ЮАР, Бразилия, Эквадор, Малайзия). В этих случаях бюджет для программ социальной помощи в развивающихся странах ограничен и недостаточен для универсального подхода. Общая сумма затрат на социальную помощь при универсальном подходе обычно превышает затраты при адресном подходе, однако разница не бывает колоссальной.
Универсальный подход можно внедрить поэтапно и таким образом избежать внезапного роста фискальных обязательств государства.
Эскпертные мнения по социальной защите ЦЭИР
М. Холмухамедов