NOVA24 LIVE
Узбекистанок призвали быть осторожнее при посещении косметологов

Выяснилось влияние антироссийских санкций на глобальный авторынок

Ограничения нанесли тяжелый удар не только по России.

Выяснилось влияние антироссийских санкций на глобальный авторынок

С конца февраля в связи с конфликтом на Украине ряд западных стран, среди которых США, Евросоюз и Япония последовательно ужесточали экономические санкции против России.

Сейчас Россия занимает первую строчку в антирейтинге стран, против которых ввели наибольшее количество международных ограничений. Автопром и авторынок пострадали от этих мер первыми, причем не только в России, поскольку санкции – палка о двух концах: наносят ущерб и объекту воздействия, и инициировавшему их субъекту.

Производству автомобилей в России просело практически сразу после введения второго и третьего пакетов ужесточенных санкций в конце февраля-начале марта, предпосылками к этому послужили с одной стороны резкое обрушение курса рубля, с другой — ограничения на поставку полупроводников, с которыми до сих пор трудности, вызванные коронавирусом и последовавшим логистическим хаосом. Кроме того, события на Украине создали сложности технического толка — с доставкой компонентов в Россию из Евросоюза.

Большую часть марта АвтоВАЗ находился в режиме паузы. Российские автозаводы компаний Volkswagen, Renault, Mercedes-Benz, Toyota Motor, Mitsubishi Motors остановили производство на неопределенный срок по политическим причинам, кроме того, в Калининграде прекратился выпуск престижных BMW, а в Елабуге — легких коммерческих автомобилей Ford Transit.

За март Россия продала 55 129 автомобилей, что соответствует падению относительно марта прошлого года на 62,9%. Из-за резкого подорожания сырья, материалов и компонентов, а также непрогнозируемости динамики курса рубля автомобильные компании «с запасом» подняли цены на продукцию (в среднем на 35-40%). Возникший из-за недопроизводства машин дефицит еще больше усугубил ситуацию, а дилеры в принципе забыли про понятие рекомендованных производителем розничных цен.

Санкции против России создали множество проблем для мировой экономики в целом и для глобального автопрома в частности. Россия является крупным европейским авторынком — по итогам 2021 года страна заняла четвертое место на континенте по объемам реализации легковых и легких коммерческих машин (1,7 млн единиц). Приостановка продаж для иностранных компаний означает недополучение больших прибылей, а в случае с простоями автозаводов – еще и убытки на их консервацию и выплату рабочим 2/3 от зарплаты.

Также Россия является крупным поставщиком сырья и материалов на мировой рынок. Санкции спровоцировали скачкообразный рост цен на нефть более, чем на 20% — в результате это привело к рекордным розничным ценам на бензин и дизтопливо в США и Евросоюзе, а также к подорожанию продуктов нефтехимии. Впоследствии для стабилизации мировых котировок США пришлось применять специальные меры — направить на рынок 240 млн баррелей нефти из стратегических запасов.

Рекордно высокую стоимость из-за санкций на биржах в марте также достигали алюминий, сталь, палладий. Все это сырье широко используется в автопроме. Даже электромобили – единственная реальная альтернатива машинам с двигателем внутреннего сгорания – подорожали опережающими темпами, поскольку в марте зафиксирован беспрецедентный скачок цен на никель, который является одним из ключевых видов сырья для тяговых батарей.

В других СМИ