NOVA24 LIVE
Дефицита бензина нет: объемы продаж увеличены в четыре раза

Постапокалипсис: Как возобновить бизнес после карантина

Пошаговая инструкция по восстановлению деятельности фирмы в Узбекистане.

Постапокалипсис: Как возобновить бизнес после карантина

Коронавирус застал врасплох всех: узбекистанцы остались без дохода и сбережений, а многим предпринимателям вовсе пришлось закрыть свои компании или взять там-аут длиною в карантин. Хотя официально режим самоизоляции действует до 1 августа, с 15 июня в Узбекистане разрешили деятельность многих предприятий, в том числе и ресторанов, торговых центров и магазинов. Эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Альберт Сафин подготовил пошаговый алгоритм возобновления деятельности в зависимости от продолжительности простоя.

Специалист рассказал об 11 шагах во восстанию из пепла:

1. Необходимо проверить, не ликвидирована ли фирма
Эксперт напоминает, что исключить из госреестра фирму могут не раньше, чем через 3 года ее нахождения в категории бездействующих. Он рекомендует проверить статус по ИНН фирмы на сайтах my.gov.uz и stat.uz.

2. Проверить, не переведена ли фирма в категорию бездействующих

Сафин пишет, что фирму переведут в категорию мертвых, если в течение 9 месяцев на ее расчетный счет не поступали деньги и не было данных о налоговой отчётности. Проверить свой статус можно в Центре госуслуг. Для восстановления необходимо там же представить решение учредителя о продолжении деятельности компании.

3. Обратиться с запросом в банк, если договор с ним все еще действует и узнать, не заблокирован ли счет

Такое может произойти, если вы не сдавали отчетность или фирму не нашли по заявленному адресу. Тут же необходимо принять меры для восстановления расчетного счета. Если вы не сдавали все это время налоговую отчетность, на фирме могут накопиться штрафы.

4. Заключить новый договор с банком на открытие расчетного счета, если предыдущий договор расторгнут

Эксперт рекомендует, если вы сдавали платежный терминал на время простоя, также заключите договор на его получение.

5. Внести деньги на расчетный счет фирмы, если их там нет

Расходы, связанные с получением платежного терминала, ККМ, выдачей или продлением ЭЦП, оплатой аренды и другие, необходимо производить со счета фирмы.

6. Получить новую ЭЦП (электронно-цифровую подпись, — прим. ред.), если нынешняя просрочена, или продлить срок ее действия, если она еще активна

Срок действия ключа ЭЦП составляет 24 месяца. Получить новую или продлить действующую можно в режиме онлайн на сайте e-imzo.uz или в Центре госуслуг.

7. Провести переговоры с арендодателем о возобновлении аренды помещения
Если во время карантина вы договорились о предоставлении арендных каникул, то необходимо заключить дополнительное соглашение о возобновлении использования помещения.

Если фирма простаивала аренду на длительный срок и договор аренды расторгнут, необходимо либо заключить с владельцем новый договор, либо уже искать новое помещение. При смене почтового адреса компании нужно в течение 10 дней перерегистрироваться в Центре госуслуг в явочном порядке или в режиме онлайн, приняв устав и учредительный договор в новой редакции.

8. Уведомить Центр технического обслуживания (ЦТО) онлайн-ККМ не надо, если вы в период простоя продолжали перечислять ежемесячные платежи

Если же ранее удалось договориться с ЦТО о приостановке ежемесячных выплат, их необходимо уведомить о том, что вы начинаете пользоваться онлайн-ККМ в своей работе и, соответственно, возобновляете платежи.

9. Изучить договор с инкассаторской службой (если он есть)

Специалист считает, что нужно проверить, не истек ли срок действия и, по необходимости, продлить договор. Уведомить инкассаторскую службу о том, что вы возобновляете продажи. Далее сообщить им дату начала работы и адрес, где будет проходить реализация деятельности. Также необходимо договориться о предварительной периодичности сдачи наличности.

*Вы сами принимаете решение, сдавать наличную выручку самостоятельно или через инкассаторов. При ежедневной выручке больше 20 БРВ вы обязаны делать это ежедневно. При меньшей сумме ниже указанной, периодичность сдачи вы устанавливаете сами.

10. Нет необходимости в уведомлении Народного банка о возобновлении работы

Во время простоя фирма продолжает сдавать всю налоговую и статистическую отчетность. Поэтому, как минимум, один сотрудник (как правило, это сам директор) должен работать хотя бы несколько рабочих дней в месяц. На этого работника в период простоя должен был сдаваться реестр в Народный банк и уплачиваться НДФЛ и ИНПС.

11. Письменно уведомить налоговую инспекцию о рестарте работы

Такого условия нигде не прописано, однако сделать это рекомендуется. Вам также будет необходимо заполнить карточки регистрации и допсведений о налогоплательщике, если при возобновлении деятельности у вас изменилась какая-либо информация.

В других СМИ