NOVA24 LIVE
Узбекистан накрыл снегопад — видео

К концу 2021 года в Узбекистане продукты подорожали на 6%

Рост цен на овощи происходит из-за экспорта на внешние рынки.

К концу 2021 года в Узбекистане продукты подорожали на 6%

Центральный Банк предоставил обзор денежно-кредитной политики за четвертый квартал 2021 года.

Согласно данным, рост цен топлива и транспорта на мировом рынке, изменение климата, урожайность, рост цен на основные продукты питания, сбои в поставках связанные с пандемией, нехваткой рабочей силы на рынках труда и растущим спросом привели к росту мировых цен с достижением их десятилетнего максимума.

В частности, по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2021 году цены на продукты питания выросли на 23,1%. За прошедший год подорожало:

  • растительное масло — на 36%;
  • сахар — на 33,6%;
  • зерновые продукты — на 20,8%;
  • мясные и молочные продукты — на 17,4%.

В свою очередь, эти изменения оказывают определенное влияние на ценовую конъюнктуру на внутреннем рынке. В связи со значительным увеличением импорта из Беларуси в прошедшем квартале относительно стабильное формирование цен на мясо по сравнению с предыдущими периодами оказало положительное влияние на замедление потребительских цен.

При этом увеличение общего уровня инфляции произошло в основном за счет роста цен на пшеничную муку, макаронные изделия, мясо птицы, молоко, яйца, сахар, фрукты, в том числе яблоки, виноград, овощи и безалкогольные напитки.

В то же время снизились цены на рис, лимоны, бананы и морковь. Следует отметить, что в четвертом квартале одной из основных причин роста цен на продукты питания стал рост цен на фрукты и овощи по сравнению с предыдущими периодами. В частности, в октябре-декабре прирост цен на продукты питания составил 6%, при этом рост цен на продукты без учета фруктов и овощей был ниже на 2,3 п.п.

Сокращение поставок ячменя, пшеницы и других фуражных в условиях сокращения запасов продовольствия, а также запрет Казахстана на экспорт крупного и мелкого рогатого скота, и картофеля может оказать существенное влияние на цены на мясо и картофель на внутреннем рынке. Рост цен на овощи можно объяснить главным образом тем, что они экспортируются в больших количествах на внешние рынки, а внутреннее предложение ограничено.

В дальнейшем цены на продукцию будут формироваться в зависимости от потребительского спроса на внутреннем рынке и предложения предпринимателей, а также ценовой конъюнктуры в странах ближнего зарубежья.

Ранее глава ЦБ прокомментировал либерализацию цен на энергоресурсы.

В других СМИ