Выделенки по центру, «разрезанный круг» и парковки: как реконструируют улицу Шота Руставели в Ташкенте?
Работы начнутся уже 1 июня, власти заверили, что жители смогут внести свои коррективы.

20 мая в хокимияте Ташкента состоялась пресс-конференция, посвящённая проекту комплексной реконструкции улицы Шота Руставели. Корреспондент NOVA24 передает подробности грядущего обновления улицы.
Комплексная реконструкция и зачем она нужна
В динамично развивающемся городе Ташкенте с каждым годом растет и численность населения. Вместе с ним увеличивается количество автотранспорта, появляются потребности жителей, новые стандарты комфорта и безопасности.
Председатель «Ташкент Инвест» Бахром Шакиров подчеркнул, что реконструкция улицы Шота Руставели это новый системный подход, в основе которого лежат следующие цели:
- эффективная и безопасная транспортная система, в которую будет внедрена система мониторинга транспортного потока, интеллектуальные транспортные решения, а также минимизация пробок;
- экологическая устойчивость: вырубка деревьев не допускается, наоборот, будут высаживаться новые деревья;
- развитие пешеходной, туристической инфраструктуры;
- экономический аспект, новые точки притяжения и новые рабочие места.
Этот проект изменит не просто улицу, а отношение к тому, каким должен быть наш город. Мы будем стараться учитывать все пожелания, будем вносить коррективы, которые мы будем доносить до наших партнеров, будет создана соответствующая платформа для получения информации от жителей. Я думаю, что вместе мы добьемся результата, который останется в истории нашего Ташкента, — Бахром Шакиров.
Цель проекта — создание безопасной, комфортной и современной городской среды для всех участников дорожного движения: пешеходов, автомобилистов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта, а также повышение его привлекательности.
Проект реконструкции
Проект реконструкции затронет участок улицы Шота Руставели от улицы Мирабад до перекрестка Чоштепа. Ключевыми элементами проекта станет организация выделенной линии общественного транспорта по центру улицы, модернизация 26 автобусных остановок и организация придорожных парковочных мест.
В рамках конференции приводился в пример вариант с выделенной полосой по центру улицы.
Такой вариант постановки выделенной полосы снижает потери экономики. По подсчетам экспертов, полосы по центру улицы могут экономить до 2,4 млн долларов в год. Вместе с этим это решение должно заметно ускорить движение.
Пешеходные переходы на обновленной улице Шота Руставели будут установлены через каждые 400 метров, остановки-островки на выделенной полосе будут в 4 раза больше обычных остановок и смогут принимать до 4 автобусов одновременно с пассажиропотоком в 6 тысяч человек за час.
Также будет обновлено дорожное покрытие, обустроят бордюры и ливневую канализацию, реконструируют тротуары, организуют велодорожки и уложат брусчатку.
В рамках проекта планируют внедрить современные решения по озеленению, вырубка деревьев не предусмотрена, ожидается высадка дополнительных насаждений устойчивых пород с капельным орошением и теневыми навесами.
На улице Шота Руставели полностью обновят советские сети теплоснабжения, которые не менялись с 1982 года, а также системы питьевого водоснабжения, которые были проложены еще в 1965 году. Фасады, вывески и баннеры приведут в соответствие с единым кодом города.
По проекту ожидается модернизация кругового движения в конце улицы Шота Руставели, которая соединяется с улицами Шахрисабз и Мирабад. Из-за сильной загруженности прямой проезд зачастую оказывается перекрыт автомобилями, выстраивающимися для поворота налево.
Представитель компании «СТИМ» Сергей Казак рассказал, что специалисты предложили «разрезать» круг, разделить левый поворот от прямого движения. Перекресток будет работать в двух фазах для экономии времени остановки на круге.
В целом проект реконструкции улицы хотят реализовывать в течение трех месяцев с 1 июня по 1 сентября. Представитель ГУБДД пояснил, что власти будут ограничивать движение на улице частично, оставляя участки для проезда транспорта. Общественность будут отдельно информировать, какой участок будет перекрыт.
Кто займется реализацией проекта?
Реализацией проекта займется департамент УБДД, Министерство транспорта и их региональные управления. В роли подрядчика выступит международная компания China Construction Fifth Engineering Division Co. Ltd., дочерняя компания CSCEC.
China State Construction Engineering Corporation (CSCEC) в ноябре 2024 года подписала контракт с хокимиятом Ташкента на несколько проектов почти на миллиард долларов. В рамках соглашений ожидается строительство дорог, мостов, жилого комплекса, а также повышение квалификации кадров.
При этом открытый конкурс и тендер по проекту на улице Шота Руставели не проводился. Власти выходили на возможных инвесторов с частным предложением. Такие предложения поступили четырем компаниями, однако положительный ответ на реализацию проекта без государственных гарантий удалось получить только от CSEC.
Председатель компании «Ташкент Инвест» Бахром Шакиров заявил, что проект будет притворять в жизнь за счет госбюджета, но только в рассрочку: подрядчик выполнит все работы за свой счет, а государство оплатит их позже.
Мы уже год работаем над определением инвестора, однако в настоящее время, чтобы снизить нагрузку на бюджет, мы поставили такие условия, чтобы инвестор реализовал проект за счет своих средств, а мы по мере возможности после реализации проекта могли возвращать эти средства с льготными периодами уже потом. Мы переговорили с китайской компанией, что в данном случае не предоставляется государственная гарантия на возврат средств. То есть больший риск берет на себя инвестор. Мы не объявляли конкурс, а сами выходили на компании с коммерческим предложением. China State Construction была единственной, которая согласилась на такие условия.
На вопрос об открытости и возможности предоставить общественности договор, заключенный с компанией China State Construction, Бахром Шакиров заявил, что общественность сможет ознакомиться с определенными условиями договора, однако предоставить документ он не может, так как был подписан NDA (non-disclosure agreement, то есть соглашение о неразглашении). Он обещал переговорить с китайской стороной о возможности раскрытия условий договора, но предупредил, что документ составлен на китайском и английском языках.
При этом стоимость реконструкции улицы Шота Руставели пока неизвестна. Только после выполнения проекта будет проведен анализ Центром экспертизы. Сейчас проект будет финансировать китайские партнеры, стороны уже составили рамочное соглашение на 198 млн долларов. Однако общественности предоставят только часть договора, после согласования с китайской стороной.
Цена будет определена после проведения экспертизы. Для этого у нас имеются определенные инстанции. После того как реконструкция будет завершена, мы передадим все документы в Центр экспертизы при Министерстве экономики и финансов и после определения окончательной стоимости с учетом ценообразования именно в Республике Узбекистан китайская сторона готова принять эти цифры, после чего мы можем уведомить вас об окончательной цене. А до этого момента так как они сами финансируют данный проект, здесь нет смысла вмешиваться в их процедуры. Мы сейчас объявили конкурс на услугу оценки качества и цены, после этой экспертизы эти документы будут направлены в Центр экспертизы, — Бахром Шакиров.
Стоит отметить, что рамочный договор с приблизительной суммой в 198 млн долларов не относится исключительно к проекту реконструкции улицы Шота Руставели.
Речь идет о рамочном соглашении, которое охватывает широкий спектр инфраструктурных мероприятий по модернизации транспортной сети и прилегающей к ней территории (тротуары, велодорожки, полив, освещение, дренажные системы и пр.). Данный документ носит предварительный характер — конкретные условия, объемы, сроки и сметные расчёты уточняются по мере подготовки отдельных проектных блоков, — заявили в хокимияте Ташкента.
В рамках указанного соглашения первоочередной этап работ ориентировочной стоимостью 50 млн долларов США включает комплексную реконструкцию улицы Шота Руставели, а также обновление проспекта Амира Темура, улицы Шахрисабз и других ключевых участков, расположенных в Алмазарском районе. На фрагменте презентации, приведенном выше, указана часть этих работ.
Читайте также: Тарифы, оплата и нарушения: когда и где появятся первые платные парковки в Ташкенте? Каждый автомобилист будет сам решать, какое время он проведет на парковочном месте.
Комментарии