Авто

В Узбекистане хотят оптимизировать цены на автомобили

Власти проверят стоимость у местных производителей, официальных и неофициальных дилеров.

Фото: ситуативное

В Узбекистане хотят провести анализ цен на автомобили у местных производителей, официальных и неофициальных дилеров, по итогам исследований разработать предложения по их оптимизации и регулированию, передает «Газета.uz» со ссылкой на протокол заседания Межведомственной комиссии по работе с ВТО.

Согласно информации, на повестке дня стоял вопрос упрощения процедур оценки соответствия автомобилей, которые ввозят физические и юридические лица для личного пользования.

В соответствии с докладом Агентства по техническому регулированию, сейчас оценка соответствия автомобилей проводится на основе технического регламента, утверждённого постановлением Кабинета министров №237 от 25 апреля 2017 года. Он предусматривает 62 показателя, по которым должен быть утверждён тип транспортного средства. При этом в Узбекистане испытания возможны только по 25 из них. Остальные признаются по протоколам Женевского соглашения 1958 года.

С 1 января 2023 года было отменено требование о продаже новых импортных авто исключительно через официальных дилеров. Это позволило сократить число показателей для оценки с 62 до 14 при ввозе автомобилей для личных нужд. Уже с 1 ноября 2024 года авто подлежат обязательной сертификации по 14 пунктам независимо от наличия одобрения типа. На основе какого документа был введён этот порядок, не раскрывается.

Вышеуказанная практика распространялась на автомобили, импортируемые физическими лицами и частными предпринимателями, которые не являются официальными дилерами. Они должны были получать заключение о прохождении двух видов испытания на автополигоне в Пскенте: на электромагнитную совместимость и уровень токсичных веществ в салоне.

Чтобы ускорить процедуры, внедрили электронную очередь и круглосуточный режим работы лаборатории. По итогу мощность полигона не справлялась с потоком, из-за чего появились длинные очереди на несколько месяцев. Позже, на одной из встреч с предпринимателями, председатель Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов заявил, что этот порядок был введён для защиты местных производителей авто.

Испытания проводились дочерней компанией агентства — госучреждением «Узбекский центр научных испытаний и контроля качества», оно же UzTest, что вызывало вопросы о конфликте интересов.

В протоколе отмечается, что в результате число официальных дилеров выросло с 3 в 2020 году до 21, а количество моделей с одобрением типа транспорта (ОТТС) увеличилось с 15 до 101.

Несмотря на принятые меры, существенного роста продаж через официальные дилерские центры не наблюдается. В первом полугодии 2025 года физические лица ввезли на 2693 легковых автомобиля больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Одной из причин названа перегруженность испытательной инфраструктуры: в Пскенте очереди достигают трёх месяцев, что вызывает недовольство у граждан. В январе-марте 2025 года импорт автомобилей сократился на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года — с 22 186 до 6 888 единиц. Сумма поставок уменьшилась в 4,2 раза — с 488 млн до 115,1 млн долларов. За первую половину этого года импорт авто сократился на 33,4% в численном выражении — с 36 451 до 24 264 штук, а в денежном выражении — на 43%.

По итогам обсуждения Межведомственная комиссия приняла ряд решений. С 2 сентября отменено требование об обязательных испытаниях по двум показателям (электромагнитная совместимость и уровень токсичных веществ в салоне автомобиля) в отношении каждого авто, ввозимого для личного пользования. С появлением новых дилерских центров необходимость в испытании автомобилей на Пскентском автополигоне стала неактуальной.

Кроме того, срок действия одобрения типа транспортного средства для юридических лиц увеличивается с 3 до 5 лет. До 1 октября «Узстандарту» поручили разработать и внести предложение по привлечению частников к созданию центров оценки соответствия и улучшению системы аккредитации. В тот же срок будет представлен проект нормативно-правового акта о внесении изменений в техрегламент.

Комитету по защите прав потребителей и Минэкономики поручили провести анализ ценовых различий на автомобили у местных производителей, официальных и неофициальных дилеров, а затем внести предложения по их оптимизации и регулированию в Администрацию президента. Агентству также поручено усилить контроль качества импортируемых автомобилей и реагировать на жалобы потребителей.

Комментарии

Материалы по теме

Главная