17 января 2024, 19:33 Авто

Узбекистанцы ринулись покупать иномарки — причины

Автомобилисты в два раза чаще стали отдавать предпочтение зарубежным производителям.

Узбекистанцы ринулись покупать иномарки — причины

Эксперты Центра экономических исследований и реформ проанализировали авторынок по итогам 2023 года. Об этом NOVA сообщили в ЦЭИР.

Активная тенденция к повышению продаж автомобилей, начавшаяся в 2022 году, продолжилась и в 2023. Наибольшую активность в течении года показал сегмент легковых электромобилей, который за год взлетел в 4,3 раза.

За весь 2023 год продали 1,69 млн автомобилей, что на 18% больше, чем в 2022 году. Пиковые значения в течение 2023 года отметили в мае и октябре, когда продажи превысили 156 и 186 тыс машин.

Первичный и вторичный рынок

В 2023 году в Узбекистане продали 379 тыс новых легковых автомобилей с ростом на 33% по отношению к 2022 году. В Узбекистане за 2023 год продали свыше 333 тыс местных легковых авто, что на 25% больше, чем в 2022 году.

Производство и автокредитование

За два года производство отечественных легковых автомобилей возросло в 1,6 раз с 236 тыс в 2021 году до 395 тыс в 2023 году. Кроме того, узбекистанцы стали чаще брать кредиты на покупку автомобилей. В частности за 2022 год выдача автокредитов выросла в 2,3 раза до 19,6 трлн сумов.

Всего за 11 месяцев 2023 года население получило автокредитов на 34,6 трлн сумов, что в 4,4 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Рынок легковых иномарок

Продажи новых легковых автомобилей иностранного производства за год выросли в 2,4 раза и составили 46 тыс авто. За 11 месяцев 2023 года импорт легковых автомобилей увеличился в 2,2 раза и составил 19,4 трлн сумов.

На рост импорта машин в этом сегменте авторынка, в значительной степени оказало влияние снижение таможенных пошлин. Еще в феврале 2022 президент дал поручение вдвое снизить таможенные пошлины на импортные автомобили. Ставки должны быть постепенно обнулены в целях стимулирования конкуренции на внутреннем авторынке.

В частности, в Узбекистане ставки таможенных пошлин на импорт автомобилей были снижены в два этапа: с февраля 2022 года в 2 раза (с 30% до 15%) и дополнительные коэффициенты в зависимости от объёма двигателя, а с января 2023 года ставка установлена на уровне 15% со снижением дополнительного коэффициента.

Кроме того, рост импорта новых иномарок стимулировало снижение таможенных пошлин на малолитражные автомобили.

Вторичный авторынок

За год продажи подержанных легковых автомобилей в Узбекистане выросли на 12,6% – до 1,16 млн автомобилей.

Ситуация на рынке электромобилей

Интерес к автомобилям с электрическим двигателем в Узбекистане продолжает расти. В 2023 году, продажи легковых электромобилей взлетели в 4,3 раза и составили 25,7 тыс электрокаров.

На Ташкент пришлась наибольшая доля продаж электромобилей – почти 71%, меньше всего продали в Сурхандарьинской области – 123 электрокара.

Ранее сообщалось, что в Узбекистане каждая десятая новая машина приходится на иномарку.

В других СМИ

LIVE