«Юксалиш» раскритиковал план по избавлению от пробок в Ташкенте
Власти предложили создать «непрозрачную структуру» по организации дорожного движения.

Эксперты движения «Юксалиш» провели общественную экспертизу проекта постановления президента «О дополнительных мерах по совершенствованию управления транспортной системой города Ташкента и предотвращению пробок», разработанного хокимиятом Ташкента.
Цель проекта
Проект рассмотрели с точки зрения соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц и общества. Его проверили на соответствие части 12 закона «Об общественном контроле», в котором оценивается, насколько в проекте учтены задачи, указанные в Государственной программе, а также социальная значимость и степень устранения существующих проблем.
В рамках стратегии «Узбекистан-2030» была указана задача до марта 2025 года разработать нормативно-правовой акт по созданию эффективной системы управления транспортом в Ташкенте и предотвращению пробок как часть углубленной интеграции Узбекистана в глобальные транспортно-логистические сети и повышения потенциала национальной транспортной системы.
Основными исполнителями разработки проекта являются Министерство транспорта, Ташкентский городской хокимият, Министерство внутренних дел, Министерство экономики и финансов. Проект предусматривал:
- разработку порядка подготовки и реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры Ташкента;
- проведение исследований, направленных на эффективное управление транспортными потоками и предотвращение заторов на основе научного подхода и передового международного опыта;
- разработку механизмов организации и регулирования движения общественного транспорта, а также повышения его привлекательности;
- подготовку предложений по совершенствованию законодательства и организационных мер по предотвращению заторов и эффективной организации дорожного движения в Ташкенте;
- выполнение технических работ по организации дорожного движения (нанесение разметки, установка и обслуживание дорожных знаков и указателей), а также привлечение частного сектора на аутсорсинговой основе;
- проведение информационно-просветительских мероприятий по повышению правовой культуры участников дорожного движения и соблюдению ПДД, а также реализация иных мер по профилактике ДТП.
Недостатки и переписанный документ
По информации хокимията, проект постановления Кабинета Министров «О мерах по созданию качественно новой системы эффективного управления транспортом и предотвращения заторов в городе Ташкент» был разработан, прошел юридическую экспертизу в Министерстве юстиции 26 сентября 2024 года и внесен в Кабинет Министров 19 октября.
На портале общественного обсуждения проект был размещен для общественного обсуждения с 17 января по 1 февраля 2023 года под другим названием — проект постановления Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры и внедрению цифровой системы управления дорожным движением в городе Ташкент».
Проект переработали как проект постановления президента «О дополнительных мерах по совершенствованию управления транспортной системой города Ташкент и предотвращению пробок».
Анализ соответствия проекта задачам, определённым в Государственной программе, показал, что его переработали, просто переписав задачи из госпрограммы, и повторно не представили для общественного обсуждения.
Следующие задачи были отмечены как «приоритетные», однако не имели порядка реализации:
- развитие транспортной инфраструктуры;
- меры по эффективному управлению транспортными потоками на основе научного подхода и международных цифровых технологий;
- повышение привлекательности общественного транспорта;
- установка и обслуживание технических средств организации дорожного движения и привлечение частного сектора;
- проведение информационно-просветительских мероприятий определено как приоритетная задача, однако ей не определили ответственных исполнителей и порядок реализации.
Также в проекте числились задачи, которые никак не относятся к проблемам транспортной инфраструктуры. В частности:
- внедрение систем видеонаблюдения для автоматической фиксации нарушений в сфере благоустройства и обращения с бытовыми отходами, автоматизации контроля за коммунальными службами и т.д.;
- внедрение цифровых видеодомофонов для информирования населения, контроля территории, повышения прозрачности коммунальных услуг;
- создание единой городской платформы с диспетчерским центром для мониторинга, аналитики big data, использования ИИ, формирования рейтингов;
- расширение перечня нарушений в сфере благоустройства с возможностью уменьшения штрафов.
Организация Центра по организации дорожного движения Ташкента и его проблемы
Соответствующий Центр предлагали организовать в форме ООО, что противоречит принципам правового государства и политике по снижению доли государства в экономике. Однако Центр хотели наделить эксклюзивными государственными функциями.
При этом Центру поручаются эксклюзивные государственные функции, в частности:
- разработка нормативных актов и оценка эффективности развития транспортной инфраструктуры;
- создание единой базы данных и генерального плана транспорта города;
- координация деятельности всех учреждений в транспортной сфере;
- продвижение экологически устойчивого транспорта и уменьшение использования личных авто;
- реализация инвестиционных и ГЧП-проектов;
- контроль выполнения работ с использованием Интеллектуальной транспортной системы.
Специалисты считают, что передача таких полномочий коммерческой структуре может вызвать бюрократизацию, снизит конкуренцию, ограничит права владельцев авто и вызовет негативную реакцию общественности как на создание квазигосударственного органа.
В связи с чем этот Центр целесообразно создать как государственный орган. Также в проекте не определено, как он будет принимать решения, отчитываться и управляться, что делает его «непрозрачной» структурой. Планируется также:
- ввести новую должность заместителя хокима по транспорту;
- создать секретариат по эффективной организации транспортной системы (5 штатных единиц);
Это может восприниматься как дополнительная бюрократия, что, в свою очередь, увеличивает риски коррупции. В проекте имеются нормы, создающие коррупционные риски, например:
- согласование с Центром размещения рекламы на транспорте и объектах инфраструктуры;
- обязательное согласование всех проектов реконструкции и строительства, касающихся дорожной инфраструктуры;
- невозможность оплаты по госконтрактам без подтверждения Центра.
Отсутствие четкого порядка и высокий уровень человеческого фактора могут способствовать коррупции. Кроме того, вызывает вопросы уставной капитал Центра. В форме ООО он установлен в размере 90 млрд сумов, 50 млрд из которых из республиканского бюджета, 40 млрд из Фонда развития Ташкента. Целевое использование этих средств и порядок их расходования не определены.
Предложение специалистов
Специалисты «Юксалиш» после изучения документа сделали следующие выводы и предложения:
- полностью адаптировать проект нормативного правового документа к задачам, определенным в Государственной программе;
- повторно проверить проект правовой экспертизой;
- провести антикоррупционную экспертизу проекта;
- создать в Ташкенте центр организации дорожного движения как государственный орган и определить его конкретные функции и механизмы взаимодействия с другими государственными органами;
- утвердить структуры центра;
- разработать стратегию, отражающую четкие и эффективные меры и процедуры по развитию транспортной инфраструктуры и предотвращению заторов на дорогах Ташкента, а именно пешеходов и велосипедистов, общественного транспорта, каршеринга, цифровизации парковочных мест;
- определение цифровизации как основы новой системы;
- расширение участия частного сектора посредством открытых, прозрачных и конкурентных механизмов за счет сокращения участия государства в этих процессах;
- введение норм, обеспечивающих открытый, прозрачный и беспристрастный отбор для использования средств;
- введение норм, обеспечивающих установление эффективного общественного контроля.
Ранее сообщалось, что в Узбекистане начнут по-новому оценивать качество услуг общественного транспорта. В каждом регионе страны проведут анализ и составят рейтинг.
Комментарии
Дед
Гениально! Браво!
Равиль
И перестать перенасыщать город китайскими 18-метровыми автобусами, что способствуют созданию заторов и пробок - лучше продолжить производство и вернуть на дороги наши ОТОЙОЛы - маленькие, скоростные, не занимающие много места на полосе движения - 3 ОТОЙОЛа - это одна китайская "гармошка" автобус. Так съэкономятся деньги, что уходят сейчас в Китай.... долг которому всё растет..............
Hunter
Слишком много Бла-бла-бла в статье.... вокруг и не очём...как всегда у нас одна вода...всё строют Глобальные планы с умным е....лом как с Народа больше Бобла содрать но при этом них....я нисделать))) великие умы ля)))
Принц
Дорогу надо построит по закону геометро&физики а не по общественному мнении