Авто

«Юксалиш» раскритиковал план по избавлению от пробок в Ташкенте

Власти предложили создать «непрозрачную структуру» по организации дорожного движения.

«Юксалиш» раскритиковал план по избавлению от пробок в Ташкенте

Эксперты движения «Юксалиш» провели общественную экспертизу проекта постановления президента «О дополнительных мерах по совершенствованию управления транспортной системой города Ташкента и предотвращению пробок», разработанного хокимиятом Ташкента.

Цель проекта

Проект рассмотрели с точки зрения соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц и общества. Его проверили на соответствие части 12 закона «Об общественном контроле», в котором оценивается, насколько в проекте учтены задачи, указанные в Государственной программе, а также социальная значимость и степень устранения существующих проблем.

В рамках стратегии «Узбекистан-2030» была указана задача до марта 2025 года разработать нормативно-правовой акт по созданию эффективной системы управления транспортом в Ташкенте и предотвращению пробок как часть углубленной интеграции Узбекистана в глобальные транспортно-логистические сети и повышения потенциала национальной транспортной системы.

Основными исполнителями разработки проекта являются Министерство транспорта, Ташкентский городской хокимият, Министерство внутренних дел, Министерство экономики и финансов. Проект предусматривал:

  • разработку порядка подготовки и реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры Ташкента;
  • проведение исследований, направленных на эффективное управление транспортными потоками и предотвращение заторов на основе научного подхода и передового международного опыта;
  • разработку механизмов организации и регулирования движения общественного транспорта, а также повышения его привлекательности;
  • подготовку предложений по совершенствованию законодательства и организационных мер по предотвращению заторов и эффективной организации дорожного движения в Ташкенте;
  • выполнение технических работ по организации дорожного движения (нанесение разметки, установка и обслуживание дорожных знаков и указателей), а также привлечение частного сектора на аутсорсинговой основе;
  • проведение информационно-просветительских мероприятий по повышению правовой культуры участников дорожного движения и соблюдению ПДД, а также реализация иных мер по профилактике ДТП.

Недостатки и переписанный документ

По информации хокимията, проект постановления Кабинета Министров «О мерах по созданию качественно новой системы эффективного управления транспортом и предотвращения заторов в городе Ташкент» был разработан, прошел юридическую экспертизу в Министерстве юстиции 26 сентября 2024 года и внесен в Кабинет Министров 19 октября.

На портале общественного обсуждения проект был размещен для общественного обсуждения с 17 января по 1 февраля 2023 года под другим названием — проект постановления Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры и внедрению цифровой системы управления дорожным движением в городе Ташкент».

Проект переработали как проект постановления президента «О дополнительных мерах по совершенствованию управления транспортной системой города Ташкент и предотвращению пробок».

Анализ соответствия проекта задачам, определённым в Государственной программе, показал, что его переработали, просто переписав задачи из госпрограммы, и повторно не представили для общественного обсуждения.

Следующие задачи были отмечены как «приоритетные», однако не имели порядка реализации:

  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • меры по эффективному управлению транспортными потоками на основе научного подхода и международных цифровых технологий;
  • повышение привлекательности общественного транспорта;
  • установка и обслуживание технических средств организации дорожного движения и привлечение частного сектора;
  • проведение информационно-просветительских мероприятий определено как приоритетная задача, однако ей не определили ответственных исполнителей и порядок реализации.

Также в проекте числились задачи, которые никак не относятся к проблемам транспортной инфраструктуры. В частности:

  • внедрение систем видеонаблюдения для автоматической фиксации нарушений в сфере благоустройства и обращения с бытовыми отходами, автоматизации контроля за коммунальными службами и т.д.;
  • внедрение цифровых видеодомофонов для информирования населения, контроля территории, повышения прозрачности коммунальных услуг;
  • создание единой городской платформы с диспетчерским центром для мониторинга, аналитики big data, использования ИИ, формирования рейтингов;
  • расширение перечня нарушений в сфере благоустройства с возможностью уменьшения штрафов.

Организация Центра по организации дорожного движения Ташкента и его проблемы

Соответствующий Центр предлагали организовать в форме ООО, что противоречит принципам правового государства и политике по снижению доли государства в экономике. Однако Центр хотели наделить эксклюзивными государственными функциями.

При этом Центру поручаются эксклюзивные государственные функции, в частности:

  • разработка нормативных актов и оценка эффективности развития транспортной инфраструктуры;
  • создание единой базы данных и генерального плана транспорта города;
  • координация деятельности всех учреждений в транспортной сфере;
  • продвижение экологически устойчивого транспорта и уменьшение использования личных авто;
  • реализация инвестиционных и ГЧП-проектов;
  • контроль выполнения работ с использованием Интеллектуальной транспортной системы.

Специалисты считают, что передача таких полномочий коммерческой структуре может вызвать бюрократизацию, снизит конкуренцию, ограничит права владельцев авто и вызовет негативную реакцию общественности как на создание квазигосударственного органа.

В связи с чем этот Центр целесообразно создать как государственный орган. Также в проекте не определено, как он будет принимать решения, отчитываться и управляться, что делает его «непрозрачной» структурой. Планируется также:

  • ввести новую должность заместителя хокима по транспорту;
  • создать секретариат по эффективной организации транспортной системы (5 штатных единиц);

Это может восприниматься как дополнительная бюрократия, что, в свою очередь, увеличивает риски коррупции. В проекте имеются нормы, создающие коррупционные риски, например:

  • согласование с Центром размещения рекламы на транспорте и объектах инфраструктуры;
  • обязательное согласование всех проектов реконструкции и строительства, касающихся дорожной инфраструктуры;
  • невозможность оплаты по госконтрактам без подтверждения Центра.

Отсутствие четкого порядка и высокий уровень человеческого фактора могут способствовать коррупции. Кроме того, вызывает вопросы уставной капитал Центра. В форме ООО он установлен в размере 90 млрд сумов, 50 млрд из которых из республиканского бюджета, 40 млрд из Фонда развития Ташкента. Целевое использование этих средств и порядок их расходования не определены.

Предложение специалистов

Специалисты «Юксалиш» после изучения документа сделали следующие выводы и предложения:

  • полностью адаптировать проект нормативного правового документа к задачам, определенным в Государственной программе;
  • повторно проверить проект правовой экспертизой;
  • провести антикоррупционную экспертизу проекта;
  • создать в Ташкенте центр организации дорожного движения как государственный орган и определить его конкретные функции и механизмы взаимодействия с другими государственными органами;
  • утвердить структуры центра;
  • разработать стратегию, отражающую четкие и эффективные меры и процедуры по развитию транспортной инфраструктуры и предотвращению заторов на дорогах Ташкента, а именно пешеходов и велосипедистов, общественного транспорта, каршеринга, цифровизации парковочных мест;
  • определение цифровизации как основы новой системы;
  • расширение участия частного сектора посредством открытых, прозрачных и конкурентных механизмов за счет сокращения участия государства в этих процессах;
  • введение норм, обеспечивающих открытый, прозрачный и беспристрастный отбор для использования средств;
  • введение норм, обеспечивающих установление эффективного общественного контроля.

Ранее сообщалось, что в Узбекистане начнут по-новому оценивать качество услуг общественного транспорта. В каждом регионе страны проведут анализ и составят рейтинг.

Комментарии

Аватар

Дед

Гениально! Браво!

Аватар

Равиль

И перестать перенасыщать город китайскими 18-метровыми автобусами, что способствуют созданию заторов и пробок - лучше продолжить производство и вернуть на дороги наши ОТОЙОЛы - маленькие, скоростные, не занимающие много места на полосе движения - 3 ОТОЙОЛа - это одна китайская "гармошка" автобус. Так съэкономятся деньги, что уходят сейчас в Китай.... долг которому всё растет..............

Аватар

Hunter

Слишком много Бла-бла-бла в статье.... вокруг и не очём...как всегда у нас одна вода...всё строют Глобальные планы с умным е....лом как с Народа больше Бобла содрать но при этом них....я нисделать))) великие умы ля)))

Аватар

Принц

Дорогу надо построит по закону геометро&физики а не по общественному мнении

Материалы по теме

Интересное

Обсуждаемое