Узбекистанцам рассказали об изменении налоговых ставок в 2021 — основные моменты
Министерство финансов опубликовали информацию об изменении налоговой политики в предстоящем году.
Министерство финансов подготовило проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Узбекистана в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год». Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Согласно проекту, основное направление налоговой политике в 2021 году предусматривает сохранение основных налоговых ставок. Вместе с тем ожидаются налоговые реформы, способствующие поддержке экспортёров и справедливом распределению налоговой нагрузки.
Акцизный налог
Запланировано выравнивание большинства ставок акцизного налога при импорте и производстве. Ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, проиндексированы (с учетом отмены их индексации с 1 апреля 2020 года). В связи с этим, ставки акцизного налога индексируются с 1 февраля 2021 года.
При этом ставки на алкогольную продукцию, включая пивную продукцию, а также на табачную продукцию индексируются в 2 этапа в среднем на 7,5%:
• с 1 февраля 2021 года (с учетом отказа их индексации в 2020 году);
• с 1 сентября 2021 года.
По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту, что позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства:
• пищевая продукция (20 видов товаров – соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т.д.);
• электротехнические товары (35 видов товаров – холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.).
Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20% до 15%.
Земельный налог
Устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе регионов республики в абсолютной величине с учетом их индексации на 15%.
В этом случае конкретный размер налоговых ставок будет определяться хокимиятами на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.
С отменой единого земельного налога (с 1 января 2020 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости. С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения.
При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий(с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога, исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.
Для установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, проект предусматривает распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена и для земель сельскохозяйственного назначения.
Водный налог
Ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели. Это влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели для исчисления налога.
Налоговые ставки по этому налогу индексируются на 15%, а для отдельных отраслей экономики – на 30%. Цель индексации – поэтапно довести их до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.
Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания.
В части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сумов за 1 куб.м.
НДС
Предусматривается расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пивную продукцию, а также рынков и торговых комплексов.
Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог.
В условиях пандемии указом президента было предусмотрено, что в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики НДС, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать НДС на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.
Законопроектом также предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного или подлежащего уплате по фактически полученным товарам (услугам), независимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий.
Социальный налог
Для упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц. В частности, социальный налог в сумме не менее 1 размера БРВ в год для исчисления трудового стажа уплачивают:
• самозанятые граждане;
• ученики школы «Уста-шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет;
• дехканские хозяйства;
• граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора;
• граждане Узбекистана, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах госорганами и другими организациями Узбекистана.
Для этих категорий плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.
Налог на имущество
Предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2% до 0,4% и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков. Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.
Пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы. Эта мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.
Налог за пользование недрами
По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.
С полным текстом законопроекта можно ознакомиться в документе министерства.