Снижение таможенных пошлин на автомобили может привести к скачку инфляции
Рост импорта автомобилей повысит отрицательный торговый баланс республики.
Президент подписал постановление, согласно которому снижаются как ставки таможенных пошлин на импорт новых иномарок, так и коэффициент, учитывающий объем двигателя.
Постановление «О дополнительных мерах по стимулированию развития внутреннего рынка автотранспортных средств» ждали сотни тысяч человек. Еще 2 февраля, когда в интернете появились первые утечки о предложении АО «Узавтосаноат» снизить растаможку иномарок на 50%, потребители настроились на изменения к лучшему. Но некоторые эксперты обращают внимание на возможные макроэкономические издержки.
В 2019 году в Узбекистане действовали льготы на ввоз автомобилей стоимостью от 40 тысяч долларов и возрастом не более двух лет, что привело к всплеску затрат на импорт на 37,9% в годовом исчислении – с 273 до 440 миллионов долларов. За 2021 год UzAuto Motors произвела продукции примерно на 3 миллиарда долларов. Импорт легковых автомобилей может возрасти на миллиард на фоне смягчения таможенной политики. С учётом имеющегося пассивного баланса внешнеторгового оборота Узбекистана за прошлый год в размере 8,85 миллиарда долларов, решение приведет довеску в 11% к отрицательному сальдо.
Курс сума зависим от платежного баланса: отрицательное сальдо внешней торговли приводит к росту спроса на иностранную валюту, её дефициту и снижению курса валюты национальной. За ежегодное удовольствие около 100 тысяч человек (около 0,3% населения) завезти иномарку по сниженной стоимости, остальные 99,7% граждан могут столкнуться с возросшими темпами инфляции.