В Верховном суде оправдали 120 жертв репрессий
NOVA24.uz выяснила, что среди них были зять и дядя Бухарского эмира.
В Верховном суде Узбекистана 6 января прошли открытые слушания по уголовным делам в отношении 120 человек жертв репрессий при советской власти, которых не оправдали до сих пор. Об этом сообщает специальный корреспондент NOVA24 Ригина Маджитова.
Их обвинили в участии в вооруженном сопротивлении советскому государству, объявлении войны с использованием поддельных документов и создании контрреволюционной секретной организации и вынесли приговор с суровым наказанием.
Среди оправданных сегодня 43 человека — это зять Бухарского эмира, его дяди, улемы и приближенные люди эмира. Узнав, что эти люди не хотели пролетарский или коммунистический Бухарский эмират, их сделали. Сегодня и адвокаты отметили, что там не было преступления, однако их поколения были убиты. Это настолько большая трагедия, что не осталось ни одного потомка этих людей, чтобы мы их привели сюда, — рассказал корреспонденту NOVA24 главный научный сотрудник музея памяти жертв репрессий Бахром Мирзаев.
По его словам, в 1956 году благодаря Никите Хрущеву коммунистические репрессии были признаны во всем мире, что произошло после смерти Иосифа Сталина. Как он подчеркнул, в самом начале были оправданы руководители, члены Компартии Акмаль Икрамов, Файзулла Ходжаев, потом оправдали писателей Чулпана, Абдрауфа Фитрата, Абдуллу Кадыри.
Бахром Мирзаев сказал, что в 1960-х годах эти действия замедлились, а по приказу Михаила Горбачёва в 1989 году почти всех оправдали, кроме двух категорий: те, кто ради независимости брали в руки оружие и воевали с красноармейцами и религиозные деятели.
Другой человек — муфтий Садриддин Хан, который рассказывал о том, что творится в Туркестане, когда был в Афганистане, Турции, Иране вплоть до своей смерти 1944 года. Он 6 марта 1920 года от имени Шермухаммада, Бухарского эмира, Хорезмского хана и своего имени направил письмо в Японию и Великобританию и написал, может ли человечество просто наблюдать за тем, как его народ утопает в крови. В своём письме он заявил, что долг Японии — решить этот вопрос, так как страна выступает как лидер Востока. А в письме Великобритании он говорит, что это их ответственность тоже. Из-за этого муфтия признали виновным и в советское время он не был прощен, — пояснил специалист.
Он подметил, что это лишь начало работы по оправданию некоторых жертв репрессий, так как предстоит изучить дела жертв репрессий Кокандского и Хивинского ханств.
В открытых судебных заседаниях под председательством зампредседателя Верховного суда Икрома Муслимова было рассмотрено 6 уголовных дел в отношении группы лиц, поступивших в декабре 2021 года. В частности, протесты были удовлетворены, и в общей сложности 120 человек были оправданы по статье 83 Уголовно-процессуального кодекса.
В зале суда также присутствовала внучка одного из репрессированных Рустамбека Ниёза из Ташкента Мукаддас Ниёзбекова. Она завила, что ее предки были очень интеллигентными людьми и не хотели внедрения социализма в Туркестане насильно.
О судьбе дедушки я узнала от бабушки Аиши. Она была очень образованной женщиной и говорила на французском, немецком и арабском языках. В узбекской семье мои родные говорили на французском языке. В те времена у моего прапрадеда было собственное медресе, где учился и преподавал 18 лет мой дед. 1930 году моего дедушку репрессировали, обвинив в том, что он был близким другом Мунаввар-кари и Садриддина Шарафходжаева. Несмотря на репрессии, мой отец и его брат в 1941-1945 годах воевали во Второй Мировой войне, — рассказала она.
Первое заседание по жертвам репрессий было 25 августа 2021 года. Тогда оправдали 115 человек.
Ранее президент посмотрел на музей памяти жертв репрессий в Кашкадарье. Тогда глава государства завершил поездку в Кашкадарьинскую область и отбыл в Бухару.
Также Шавкат Мирзиёев говорил, что жертвы репрессий провинились лишь в том, что были великими.