Почему Узбекистану нужно усилить регулирование ННО — мнение эксперта
Специалист заявила, что страна должна сохранять приверженность безопасности и прозрачности.
Начальник отдела ННО «Центр устойчивого развития» Малика Ахмедова объяснила важности регулирования некоммерческих организаций в рамках баланса безопасности и реформ.
По мнению специалиста, в условиях усиливающегося призыва на ослабление регулирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций (ННО) Узбекистан сталкивается с важным выбором. Во время реформ стране также необходимо справляться с растущей угрозой терроризма, иностранного влияния и использования платформ гражданского общества в деструктивных целях. Необходим взвешенный подход на основе усиления прозрачности и надежного надзора для укрепления стабильности и безопасности.
Такие призывы часто игнорируют сложные реалии, с которыми сталкиваются такие страны, как Узбекистан. В то время как развитие активного гражданского общества является важным, это не должно происходить за счет национальной безопасности. Ситуация в Грузии, Молдове и Сирии наглядно демонстрирует, как слабые регуляторные рамки или вовсе их отсутствие могут способствовать бесконтрольному потоку иностранного финансирования и политическому кризису. Международные отчеты указывают, как гуманитарные организации, действующие под видом помощи населению, использовались для перенаправления ресурсов в пользу насильственных групп. Это подчеркивает необходимость сохранять бдительность в отношении источников и использования средств ННО.
Малика Ахмедова указывает, что группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег прямо признает ННО сектором с высоким риском финансирования терроризма. Рекомендация 8 FATF подчеркивает необходимость внедрения мер по предотвращению использования некоммерческого сектора террористическими организациями. Страны, которые не выполняют эти рекомендации, становятся более уязвимыми для эксплуатации со стороны групп, стремящихся подорвать социальную сплоченность и национальную безопасность. Для Узбекистана, находящегося в регионе с высокой геополитической напряженностью и активностью экстремистских группировок, этот риск не гипотетический, а реальный и острый.
Растущее влияние в регионе религиозных настроений добавляет еще один уровень сложности. В то время как богатое культурное и духовное наследие Узбекистана является источником гордости, оно также создает вызовы в периоды реформ. Усиление религиозного рвения, если оно не контролируется, может создать плодородную почву для распространения радикальных идеологий. ННО, особенно с непрозрачными структурами финансирования и неясными мандатами, могут стать каналами для продвижения таких идеологий под видом социальной или благотворительной деятельности.
Участие ННО в политике еще больше усложняет эту картину. В то время как организации общества играют важную роль в адвокации и реформах, проникновение финансируемых из-за рубежа ННО в политическую сферу угрожает исказить общественную политику в пользу внешних повесток. Это особенно тревожно для страны, переживающей значительные реформы, где стабильность и доверие общественности имеют первостепенное значение. Примеры из других регионов демонстрируют, как слабый надзор может позволить ННО не только участвовать в политике, но и продвигать разобщающие нарративы, угрожающие национальному единству.
По мнению Малики Ахмедовой, чтобы решить эти проблемы, Узбекистан должен укрепить свою регуляторную базу для ННО, они должны раскрывать свои источники финансирования, операционные цели и аффилированность. Создание централизованной базы данных для публичной отчетности о деятельности ННО повысит подотчетность и укрепит доверие. Кроме того, стране следует принять подход, основанный на оценке рисков, как это предусмотрено Рекомендацией 8 FATF, сосредоточив усилия надзора на организациях с высоким уровнем риска, при этом позволяя настоящим общественным инициативам развиваться.
Усиление механизмов надзора также имеет первостепенное значение. Регулирующие органы должны иметь необходимые правовые основы, знания и ресурсы для эффективного мониторинга деятельности ННО. Это включает возможность отслеживать пути финансирования, оценивать воздействие проектов и обеспечивать соответствие национальным приоритетам безопасности. Сотрудничество с международными партнерами может обеспечить техническую помощь и обмен передовыми практиками, но эти усилия должны учитывать уникальный социально-политический контекст Узбекистана.
Критика международных организаций в адрес подхода Узбекистана к регулированию часто не учитывает эти нюансы и также игнорирует значительные уже проведенные реформы. Призывы к ослаблению законодательных основ в данной сфере должны быть уравновешены реальными угрозами, связанными с терроризмом, радикализацией и иностранным вмешательством.
Это не вопрос подавления гражданского общества, а защита его от использования против самих сообществ, которым оно стремится служить. Развивающиеся страны, имеют право и обязанность защищать свой суверенитет и социальную стабильность через адаптированные регуляции.
Продолжая путь реформ, Узбекистан должен сохранять приверженность безопасности и прозрачности. Уроки стран, переживающих политический кризис, риски, отмеченные FATF, и реалии растущих религиозных настроений и политического вмешательства требуют этого. Приняв взвешенную и проактивную позицию, Узбекистан может способствовать развитию процветающего гражданского общества, гарантируя, что оно служит интересам нации, а не внешним повесткам.
начальник отдела ННО «Центр устойчивого развития»,
Ахмедова Малика