Узбекистанцам хотят не давать кредиты из-за долгов за воду
Экономист Отабек Бакиров назвал идею «извращенной» и объяснил почему.
В Узбекистане предложили не предоставлять кредит потребителям с долгами по питьевой воде, сообщает «Газета.uz».
По данным «Узсувтаъминот», потребители задолжали около 1 трлн сумов за услуги питьевой воды и канализации. Кроме того, продолжается незаконное использование воды.
По словам руководителя управления Султанходжи Дадабаева, долг составляет 1 трлн сумов, из которых 715,2 млрд сумов принадлежат физлицам и 250 млрд сумов — юрлицам. Дебиторская задолженность населения снизилась по сравнению с началом года на 41,5 млрд сумов.
Если из общей численности потребительского населения, то есть 5 млн домохозяйств, то из них 2,4 млн, то есть около 50%, имеют долги, — сказал он.
В 2024 году из-за задолженности воду отключили 22,4 тыс потребителям, из них 12,4 тыс случаев зафиксировали в Ташкенте. Кроме того, за полгода выявили 7700 случаев незаконного подключения к системам водоснабжения и водоотведения. Самый высокий показатель также в Ташкенте (1,4 тысячи), а также Ферганской (1,3 тысячи) и Сырдарьинской (1,2 тысячи) областях. Ущерб составил более 68 млрд сумов, из них собрали только 15 млрд сумов. Исходя из этого в «Узсувтаминот» начали разрабатывать систему, где жителям с долгами не будут выдавать кредит.
На это предложение отреагировал экономист Отабек Бакиров, назвав предложение «извращенным».
Очень тревожно, что новый Узбекистан возвращается к плачевным методам, использовавшимся в старом Узбекистане, — сказал он.
Он также напомнил, что до 2016 года для покупки автомобиля нужно было предоставить в автосалоны справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, что приводило к притворствам и махинациям.
Прежде всего, какова связь между долгом за воду и правом на получение кредита? Например, то, что людям с долгами по мусорной службе запрещено покупать недвижимость, недопустимо, но это можно как-то объяснить. Потребителя, имеющего задолженность за воду, следует отключать от воды, а не от получения кредита. Инвесторы не должны навязывать свою слабость и, возможно, связывать руки банкам, — сказал Бакиров.
По словам экономиста, перед выдачей кредита банки изучают финансовое положение заемщиков, проводят проверку не только по водной задолженности, но и по другим услугам.
Если сделать единый долг за воду основным фактором, это подорвет систему принятия решений о распределении кредитов, которая зависит от сотен факторов. Если предложение примут, за ними придут остальные услуги и добавятся к запрету.
Экономист отметил, что эти запреты не создают паритета двусторонних обязательств, они не улучшают водоснабжение, которое только ухудшается, особенно в новостройках. Многие потребители вынуждены устанавливать насосы или наполнять бочки водой за дополнительную плату.
Насколько законно связывать несвязанные обязательства, превращать права в обязательства и налагать запреты? Что по этому поводу говорят законы и, главное, Конституция? Минюст прокомментирует? — написал Бакиров.
Напомним, что узбекистанцы с долгами за мусор не смогут купить дом или машину. Услугу включили в перечень коммунальных платежей, по которым необходимо погасить долг для выполнения крупных операций в нотариусе.