Выяснилось, какую работу ведут по внедрению инклюзивного образования
Со слов Ойбека Исакова, в Узбекистане пока плохо понимают, что из себя представляет такое обучение.
Кирилл Альтман в рамках своего проекта Alter Ego разузнал об инклюзивном образовании и его особенностях в Узбекистане.
Директор РЦСАД Васила Алимова рассказала, что детям с инвалидность сложно получать образование. Она отметила, что люди имеют стереотипное мышление, по их мнению, дети с инвалидностью должны быть отделены от остального детского населения. Многие родители детей с особыми потребностями думают, что лучше отдать ребенка в специализированную школу, чтобы ребенок не подвергался унижению и издевательствам со стороны сверстников.
Васила Алимова также рассказала о конференции по инклюзивному образованию с международными экспертами. Она отметила, что министр образования Турции рассказал о тех возможностях, которые они создают для детей с особыми потребностями для получения образования в учреждениях, школах.
Если ребенок не может учиться в инклюзивном классе общеобразовательной школы, он переводится в коррекционный класс той же школы. Другими словами, их не сразу отправляют в специализированный интернат, как это делали мы. Ребенка сразу не исключают. Они реализуют инклюзивный подход. Хорошей новостью является то, что инклюзивное образование поднялось на несколько ступеней в последние три-четыре года. Приняты государственные нормативные акты. Были даже предложения включить его в новую редакцию конституции, — рассказа она.
Директор департамента по координации процессов качества образования МНО Лазиз Хужакулов рассказал, что в Ташкенте действует 31 школа и 42 класса, в которых внедрили инклюзивное образование. Директор также отметил, что чем раньше дети с инвалидностью интегрируются в обычные занятия, тем спокойнее протекает процесс адаптации других детей.
Дело в том, что родителей этих малышей устраивает то, что их изолируют. Плохо, потому что их родители свыклись с мыслью, что «нам так и надо жить». Это главная проблема, отметил он.
Хужакулов отметил, что как показывает опыт зарубежных стран, среди детей с особенностями может быть много талантов, только если правильно с ними работать.
Работать правильно, не декларативно, не на бумаге, а реально.
Председатель ассоциации инвалидов Узбекистана Ойбек Исаков отметил, что в Узбекистане плохо понимают, что представляет из себя инклюзивное образование.
Тот, кто писал эту концепцию, не консультировался с людьми с особыми потребностями. Они сами не знают, что такое инклюзивное образование. Они считают, что инклюзивное образование — это когда люди с инвалидностью посещают обычные школы. Но как они учатся? Если они были выделены в отдельный класс, как в зоопарке. Это трагедия.
Исаков рассказал, что любое решение, касающееся лиц с особыми потребностями, должно обсуждаться с общественными организациями людей с инвалидностью. Это основное правило. И Конвенция требует этого.
Заместитель председателя ассоциации инвалидов Узбекистана Абдулло Абдухалилов отметил, что только когда получится предоставить равные возможности для всех, только тогда можно будет говорить об инклюзивном образовании.
Если мы не сможем обеспечить эти равные возможности, то это образование не инклюзивное. По этой причине очень важно понимать безбарьерную среду школы. Здесь важно понимание учителями проблем инвалидности.
По словам директора РЦСАД Васили Алимовой, есть и другая объективная причина, по которой дети с особыми потребностями не всегда могут учиться в общеобразовательных учреждениях. Дело в большом количестве детей в каждом классе.
Иногда у нас бывает 40–45–50 детей в одном классе. Есть только один учитель, и, очевидно, ему действительно трудно справиться. Более того, ребенок с особыми потребностями требует индивидуального подхода и работы один на один. Они не могут справиться с этим.
Также по мнению директора остаются проблемы с отсутствием учебных материалов для детей с особыми потребностями. Тем не менее, Алимова отметила, что процесс внедрения инклюзивного образования продолжается.
Напомним, что председатель ассоциации инвалидов назвал причины заключения родственных браков. Ойбек Исаков отметил, что немаловажную роль играет финансовая сторона вопроса.