В Минюсте разъяснили, почему правила ПДД толком не обсудили с общественностью
По их словам, недоработанные проекты могут вызвать недовольства и резонанс среди жителей.
В соцсетях и СМИ активно критикуют нововведения в ПДД, которые не обсудили с общественностью. В Минюсте прокомментировали ситуацию.
1. Закон «О нормативно-правовых актах» предусматривает размещение проектов нормативно-правовых актов их разработчиками на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов – regulation.gov.uz для проведения общественного обсуждения в порядке, установленном законодательством. То есть, в этом законе отсутствует требование о том, что все проекты нормативно-правовых актов должны выноситься на общественное обсуждение.
2. Законодательством уже определены, какие документы не подлежат общественному обсуждению. Согласно постановлению президента от 15 марта 2021 года, общественное обсуждение проектов не проводится в следующих случаях:
- проект нормативно-правового акта направлен на предупреждение чрезвычайных ситуаций или ликвидацию их последствий, введение ограничительных мер по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- проект предусматривает изменения и дополнения, направленные на приведение в соответствие с требованиями принятых новых актов законодательства;
- проекты, не предусматривает воздействие на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также окружающую среду.
3. Норма, ставшая причиной бурных споров, не является нововведением. Так как, 16 августа 2021 года в пункт 30 регламента Кабинета Министров внесены аналогичные изменения.
4. Портал regulation.gov.uz – не единственный источник проведения общественного обсуждения проектов. Кроме того, проекты должны размещаться на официальных веб-сайтах разработчиков и на веб-ресурсе jamoatchilik.uz.
Например, проект Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы был размещен для общественного обсуждения на веб-сайте 2022-2026.strategy.uz, в порталах jamoatchilik.uz и regulation.gov.uz. Вместе с тем, в соответствии с законом «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» сведения о разрабатываемых органами государственной власти и управления проектах нормативно-правовых актов относятся к информации об их деятельности. Это означает, что на уровне закона закреплена обязанность организаций публиковать разработанные ими проекты на своих официальных веб-сайтах.
5. Адресный подход к общественному обсуждению проектов используется и в практике зарубежных стран.
Следует отметить, что в законодательстве Беларуси и России установлен перечень проектов нормативно-правовых актов, подлежащих вынесению на общественное обсуждение.
В частности, в законе Беларуси »О нормативно-правовых актах» в качестве проектов, подлежащих вынесению на общественное обсуждение, определены проекты актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.
6. Размещение на портале недоработанных, с точки зрения нормотворчества, проектов может вызвать недовольства и резонанс среди широкой общественности.
В последнее время наблюдаются случаи разработки проектов, предмет регулирования которых относятся к функциям, задачам и ответственности других министерств и ведомств. Это, в свою очередь, приводит к разработке некачественных и недоработанных проектов, не оценивая в полной мере правовой статус и возможности соответствующих министерств и ведомств, возлагающих обязательства на граждан, субъекты предпринимательства и создающих излишние бюрократические барьеры для их деятельности, — отметили в Минюсте.
Поэтому применение адресного подхода при вынесении проектов на общественное обсуждение обуславливается сложившейся ситуацией и сегодняшним временем.
Напомним, что в Узбекистане утвердили новые скоростные ограничения. Изменения в ПДД вступят в силу с первого мая.