NOVA24 LIVE
В Кыргызстане запретят ввозить, продавать и курить электронные сигареты

Минэкологии назвало главные причины загрязнения воздуха в Ташкенте

Ведомство расписало план действий по устранению проблемы.

Минэкологии назвало главные причины загрязнения воздуха в Ташкенте
Фото: Коммуналкин

В Министерстве экологии прокомментировали глобальную проблему загрязнения воздуха в Ташкенте, отметив главные факторы, которые на нее влияют.

Сегодня возрастающий уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, в том числе в Ташкенте, связан с увеличением объемов выбросов от источников электрической и тепловой энергии и от автотранспорта, что требует разработки мер по их диверсификации, — говорится в сообщении.

Отмечается, что на загрязнение атмосферного воздуха столицы влияют факторы:

  • незаконная вырубка около 49 тысяч деревьев в период действия моратория;
  • проведение строительных работ без утверждения генеральных планов градостроительства. В частности, в Ташкенте, несмотря на то, что неоднократно объявлялся мораторий на строительные работы, они все еще продолжаются;
  • увеличение объема загрязняющих веществ, выбрасываемых транспортными средствами в атмосферный воздух. Экологический уровень транспортных средств по-прежнему зависит от качества используемого топлива и организации дорожного движения. Количество транспортных средств в республике стремительно растет, если в 2021 году было 3,14 млн., то в 2023 году их количество составило 4,6 млн (рост на 32%). В среднем за один день в Ташкенте передвигается 730 000 транспортных средств, кроме того, от 160 000 до 300 000 транспортных средств въезжают из регионов.  Автомобили, использующие бензин марки А-80, не соответствующий международным стандартам, выбрасывают в атмосферу больше вредных выбросов, по сравнению с другими;
  • в результате роста спроса отраслей экономики и населения на энергоресурсы, возрастают объемы использования углеводородов, в том числе угля. Если в 2019 году было использовано 3,9 млн тонн угля, то в 2022 году это число достигло 5,3 млн тонн, а к концу 2023 года — 6,7 млн тонн. Это, в свою очередь, приводит к загрязнению окружающей среды, включая атмосферный воздух, почву и водные ресурсы.

Для справки: при сжигании 10 тонн угля в атмосферу выделяется 220 кг сажи, 360 кг оксида серы II, 64 кг оксида углерода, 16 кг оксида азота II и 2 тонны золы.

  • использование мазута в качестве дополнительного топлива действующими теплоцентралями для централизованного теплоснабжения населения в осенне-зимний период вызывает резкое загрязнение атмосферного воздуха. По имеющимся данным, в декабре в 9 котельных 6-ти теплоцентралей города Ташкента было использовано 3 тыс. тонн мазутного топлива.
  • загрязнение воздуха Ташкента обусловлено направлением и скоростью ветра, температурой воздуха, солнечной радиацией, количеством и продолжительностью атмосферных осадков, температурными инверсиями (слой теплого воздуха, препятствующий диффузии смешанных частиц по вертикали) и другими природными факторами. Ташкент окружен горами, поэтому из-за того, что ветер не циркулирует, запыленный поток воздуха остается в городе и не может уйти естественным путем.

Министерство экологии запланировало ряд работ по охране атмосферного воздуха:

  • на промышленных предприятиях 1 и 2 категорий воздействия на окружающую среду будут установлены пылегазоочистные оборудования,  проведена реконструкция и модернизация существующих;
  • на промышленных предприятиях 1 и 2 категорий воздействия на окружающую среду будут введены посты наблюдения за источниками загрязнения атмосферного воздуха, а для осуществления мониторинга окружающей среды будут установлены автоматические станции.

Для снижения негативных последствий для атмосферного воздуха в городе Ташкенте предлагается осуществить следующие меры:

  • запрет на использование моторного топлива (бензин марки АИ-80) экологической категории ниже стандарта «Евро-4»;
  • ограничение движения транспортных средств массой более 3,5 и 12 тонн, предназначенных для перевозки грузов в час пик (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00) на территории города Ташкента в целях уменьшения заторов на дорогах и обеспечения безопасности движения;
  • запрет на движение всех видов автотранспортных средств, выпущенных до 2010 года, установление предоставления льгот, преференций и субсидий владельцам автотранспортных средств при переходе на современные автотранспортные средства (электромобили);
  • введение в качестве эксперимента правила вождения автомобилей в «нечетные и четные» дни для оптимизации автомобильного движения с целью уменьшения пробок на автомагистралях;
  • организация зон, свободных от автотранспорта, на центральных улицах города;
  • перевод общественного транспорта на использование электрическим, газобаллонным топливом и другими альтернативными видами топлива, а также организация дорожной инфраструктуры;
  • объявление и соблюдение моратория на строительство всех видов объектов (кроме объектов социального и государственного значения);
  • запрет на использование угля в промышленных целях в районах Ташкентской области, прилегающих к городу Ташкенту;
  • создание искусственных водоемов с целью обеспечения устойчивости микроклимата, положительно влияющего на качество атмосферного воздуха;
  • запрет на использование мазута в качестве резервного топлива на действующих в Ташкенте теплоцентралях;
  • создание «зеленого пояса» вокруг города Ташкента с целью снижения скорости ветра, предотвращения миграции частиц почвы на основе научных и тщательно проработанных методов;
  • установка табло и мониторов, постоянно публикующих показатели качества атмосферного воздуха.

Орган вместе с Международным общественным фондом «Zamin» проводит работы по интеграции 8 автоматических метеостанций, на которых установлен проект по автоматизированной системе мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, в международный портал IQAir.

В частности, на I этапе в 2022 году полностью интегрированы 2 станции в Ташкенте. На II этапе в 2023 году были интегрированы еще 6 станций (Сырдарьинская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Хорезмская, Джизакская области и Республика Каракалпакстан).

На III этапе планируется до 1-го полугодия 2024 года интегрировать еще 6 станций (в городах, Ташкент, Нурафшан, Андижан, Наманган, Фергана, Навои, Бухара и Карши) и на завершающем этапе довести общее количество установленных станций по республике до 16.

В других СМИ